Мой сайт ГлавнаяРегистрацияВход Суббота
18.05.2024
16:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
  
Главная » 2014 » Январь » 23 » Воспитание речи у детей. Психологический аспект
21:36
 

Воспитание речи у детей. Психологический аспект

14.04.2013 | Автор: admin

речьОвладение речью — процесс не простой. Существует множество индивидуальных колебаний в развитии речи, зависящих от состояния организма ребенка, от характера психики, условий воспитания, особенностей речи его родных. Одни дети начинают говорить в совсем раннем возрасте, другие — постепенно, а третьи, вконец замучив родных упорной “молчанкой”, превращаются в неуемных «говорунов». На практике приходится наблюдать разные типы формирования речи.
Например, у ребенка может быть нормальный слух, нормально развитый артикуляционный аппарат, интеллектуальное развитие соответствует возрасту, он хорошо понимает чужую речь (подает названные предметы, выполнял несложные поручения), однако наотрез отказывается говорить.В этом случае причина может крыться в том, что ребенок робок, боязлив, застенчив. И, следовательно, у него еще не достаточно созрела воля к речи. Да, именно так! Ведь не достаточно знать слова, надо еще решиться заговорить.
У некоторых деток развитие нужного волевого напряжения запаздывает на полгода и более. Но, со временем, все налаживается, и ребенок быстро начинает наверстывать упущенное.
Обычно после преодоления такого препятствия процесс овладение речью идет быстро, без сложностей. Надо умело регулировать этот процесс, не ускоряя его чрезмерно. Прежде всего, не советуем читать ребенку книги, предназначенные для более старшего возраст. Значительно полезнее «игровой» разговор с со сказочными героями, животными, куклами, рассматривание интересных, понятных картинок, конструирование, сопровождаемые речью, сбор поделок, рисование, лепка, аппликации.
Не следует задавать ребенку вопросы, ответ на которые требует напряженного продумывания или припоминания. Бывает так: малыш возвращается из детского сада после дня оживленного общения, насыщенный множеством впечатлений. Ему бы только сейчас и отдохнуть, набраться сил к завтрашнему дню! А тут каждый из домашних начинает его расспрашивать: что он делал в детском саду, с кем играл.
Замечали ли вы, как трудно бывает малышу припомнить, ел он котлету или пудинг, кисель или компот? А неотступные расспросы заставляют напрягать память.
Случается наблюдать, как ребенок не мог ответить на настойчивый, а затем и раздраженный вопрос матери: что было в детском саду на сладкое? Когда же ему вечером подали на тарелочке виноград, он сразу сказал: «И в садике мы ели виноград». Теперь ему не понадобилось для этого никаких усилий.
Если мы не хотим подвергать ребенка ненужному напряжению, надо довольствоваться сведениями, сообщенными по его собственному почину. Когда разговор возникает по инициативе ребенка, поддерживать его следует в разумных рамках: сообщать только сведения, которые он в силах усвоить, и не употреблять сложных оборотов речи. Следует предостеречь и от разучивания длинных, скучных и малопонятных стихотворений, от совершенно необязательных демонстрации «речевых достижений» при незнакомых или малознакомых людях
Категорически нельзя «перегибать палку», после того, как ребенок стал бойко говорить. Часто случается, что обрадованные родители чрезмерно поощряют и подстегивают эти успехи, нагружая ребенка все большим количеством речевых упражнений и книг (часто, несоответствующих возрасту). Это грубая ошибка. Ведь, хотя речь и будет действительно очень богатой, но слишком быстрой и неряшливой; многих слов станет не договариваться, речь станет прерывистой, слоги будут повторяться – все это первый сигнал начинающегося заикания.
Исследования показывают, что причиной заикания не редко становится активное «подстегивание» речи, без учета возрастных и индивидуальных возможностей ребенка., что особо справедливо в отношении нервных детей.
Нужно избегать ситуаций, при которых, ребенок растет в обстановке постоянных громких дебатов между старшими. Для большей наглядности, можно смоделировать такую ситуацию: дедушка прививает внуку интерес к решению шахматных задач, бабушка много читает ему вслух, подражая сестре, ребенок, к восторгу всей семьи, уже усвоил многое из программы второго класса английской школы. Быстро растет его словарный запас, усложняется речь. Что имеем на выход? Интеллектуальное развитие ребенка намного опережает его возраст, но в сфере практических навыков мальчик очень отстает: он не умеет сам одеваться, есть, выглядит неряшливо, а главное на лицо проявления первых признаков заикания.
Первый совет взрослым при проявлениях у сына (дочери) признаков заикания: говорите спокойно и неторопливо, по крайней мере, в присутствии ребенка! Это необходимо было сделать, конечно, раньше, точно так же, как необходимо было приучать ребенка к доступной возрасту практической деятельности. Легкая работа в саду, рисование, лепка, конструирование не только развивают творческое воображение ребенка, но и помогают воспитывать выдержку, преодолевать импульсивность, неуравновешенность, что очень важно вообще, и в частности для нормального развития речи.
Недостатки воспитания и/или родительское тщеславие способны серьезно нарушать правильное формирование речи даже у вполне здорового, спокойного ребенка. Когда, к примеру, между взрослыми начинается «соревнование», кто из их детей раньше заговорит, больше прочитает, лучше расскажет и т.п.
Заикание может возникать не только из-за речевой перегрузки, но и из-за любого стресса, нервного перенапряжения. В том возрасте, когда речь только формируется, любые негативные воздействия могут нарушить этот процесс.
Ребенок, уже начавший говорить, нередко после перенесенного заболевания на время утрачивает приобретенный навык и снова замолкает.
Вредное воздействие оказывают нарушение режима дня, неблагоприятные социальные условия жизни и изъяны воспитания, например, частые несправедливые запреты, страх перед наказанием, конфликты в семье. Очень тяжело переживает ребенок, если видит, что любимые им люди, например, мама, оказываются в этих конфликтах обиженной стороной.
Изучая среду детей, только что начавших заикаться, как правило, обнаруживаются либо подобные травмирующие обстоятельства, либо преждевременные и чрезмерные речевые нагрузки.
Конечно, из сказанного не следует делать вывод о том, что процесс формирования речи надо пустить на самотек, не давая ребенку информации для умственного развития. Руководить развитием необходимо! Когда с ребенком мало разговаривают, у него отстает развитие речи.
С детьми необходимо разговаривать, рассказывать им сказки, вместе смотреть и обговаривать детские передачи. Следует позаботиться о том, чтобы к своему первому классу ребенок пользовался грамматически правильной речью, хорошо произносил все звуки и т.д.
Будьте внимательны к речи ребенка, поощряйте его успехи в науке “разговора”, но делайте это спокойно и по родительски тактично.

Просмотров: 182 | Добавил: sgreavene | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz