Пословица «Не воспитывайте детей – все равно они будут похожи на вас» предлагает начать с себя, и лучшего совета для родителей не выдумать. Считается, что манеры ребенка почти на 100 процентов зависят от правил поведения, принятых в его семье. Но означает ли это, что, кроме личного примера, не надо ничего делать, чтобы вырастить ребенка вежливым?
Перед походом в гости детям важно объяснить, что стиль поведения в разных семьях разный и по поводу многих вещей надо спросить разрешения у хозяйки дома. Однако полностью расслабляться тоже не стоит. Отвечать за ребенка вам.
Нередко родители делают ошибку, считая, что ребенок еще слишком мал для обучения правилам этикета, и ограничиваются минимальным набором слов: «привет», «пока», «спасибо». А между тем ребенок после трех лет способен не только выучить намного больше «волшебных» слов – ведь запоминает же он замысловатые заклинания Гарри Поттера и имена многочисленных мультперсонажей но и понять смысл их употребления. Дети готовы учиться у нас поступать красиво, и стремление помогать другим может стать для них естественной потребностью даже в таком раннем возрасте. От нас же потребуется изрядная фантазия, чтобы превратить обучение в интересную игру. Ребенок еще не говорит, но он уже наблюдает, слушает, реагирует, воспринимает. Маленькие дети очень чувствительны к тому, что обычно называется «атмосферой» отношений. Малыш учится благодарить, выражать радость при встрече со знакомым, симпатию взглядом, улыбкой. Через некоторое время он приобретает другой опыт: оказывается, взрослые не всегда ведут себя одинаково. Подруге мама говорит «Привет!» и обнимается с ней, а с другой тетей не обнимается и говорит «Доброе утро!». Даже совсем маленький ребенок чувствует: тон общения у взрослых меняется в разных обстоятельствах. И воспринимает правила «хорошего тона» как что-то вроде игры с запутанными и не всегда понятными правилами. Например, дома можно прыгать на диване и кричать, а в гостях у бабушки нельзя. Без помощи взрослых в правилах не разобраться. И метода подражания будет, скорее всего, недостаточно (у взрослых все-таки желание попрыгать на чужой мебели возникает редко).
Он разговаривает со взрослыми так же, как с ровесниками
Ребенок – это не взрослый, и наоборот. У каждого свое место. Это простое правило способен понять даже маленький ребенок. С родителями, родственниками, воспитательницей говорят одним тоном, с приятелями – другим. Слова, которые можно сказать ровеснику, не всегда подходят для разговора с взрослым. Конечно, от малыша, который только-только научился махать ручкой и говорить «привет», не требуется соблюдения таких тонкостей этикета. А трех-, четырехлетний ребенок уже способен понять разницу между «пока» и «до свидания», «дай еще!» и «пожалуйста, можно еще немного?», «ты» и «вы». Чтобы помочь ребенку понять необходимость дистанции в общении со старшими и дать необходимые ориентиры, можно учиться анализировать поступки героев мультфильмов и книг. Почему все хотели помочь Герде? Как исправить ошибку Буратино, который обидел старого сверчка? Как Лунтик и его друзья помогают старшим? Никогда не рано начинать говорить с детьми о таких вещах, как уважение, благодарность, такт, сострадание. Называя эти понятия, обращая внимание ребенка на то, как они проявляются в жизни, мы включаем их в систему ценностей, которую усвоит ребенок. А чтобы закрепить необходимые навыки поведения, их лучше как можно чаще моделировать в виде ролевой игры.
Я заметила, что многим детям легче оценить поступок другого человека, чем свой. Когда я хочу сказать детям, что они вели себя некрасиво, я разыгрываю сценку с перчаточными куклами или рассказываю историю, где герои совершают ошибки, похожие на те, которые я хочу обсудить. Мы еще любим раскраски, обучающие правилам поведения, – раскрасить нужно тех персонажей, которые ведут себя правильно.
(Елизавета, 33 г., мама близнецов Севы и Ларисы 5 лет)
Источник фотографий: Алла Зайкова.