Мой сайт ГлавнаяРегистрацияВход Суббота
18.05.2024
06:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
  
Главная » 2013 » Июль » 26 » Развитие речи детей третьего года жизни
15:05
 

Развитие речи детей третьего года жизни

Развитие речи в период с двух до трех лет идёт стремительными темпами. Правда, одни дети только-только начинают произносить отдельные слова, а другие - уже вовсю говорят целыми предложениями. Во многом это зависит от темперамента ребенка, его индивидуальных особенностей, социальной среды и жизненного опыта.

В этом возрасте самый большой интерес у детей вызывают всевозможные предметы: игрушки, предметы домашнего обихода – и действия с ними. Этот интерес служит стимулом для малыша к запоминанию и употреблению в речи большого количества новых слов.

Кроме существительных и глаголов в речи малыша появляются и другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги (в, на, под), местоимения (я, ты, его, её).

Он начинает комбинировать и связывать слова, составляя из них словосочетания и простые предложения, которые постепенно удлиняются. При этом он овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (согласует слова по роду, числу и падежу).

В разговоре малыш все реже и реже использует звукоподражательные слова и одиночные слова. Появляется много вопросительных предложений, начинающихся со слов «Где?», «Почему?», «Когда?» и «Как?». К трем годам большинство детей достаточно хорошо овладевает речью, трехлетний малыш уже может объяснить, что ему нужно и рассказать о простых событиях.

Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, внимание, восприятие и воображение ребенка. Появляется способность к сравнению и обобщению предметов, установлению между ними простейших связей. Рассматривая игрушки или картинки ребенок безошибочно называет знакомые объекты.

Он способен длительное время не отвлекаясь слушать, когда ему читают книгу или рассказывают о событиях, не имевших места в его личном опыте. Ребенок легко запоминает и повторяет за взрослым не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки. Такое повторение развивает память, укрепляет артикуляционный аппарат и развивает умение правильно произносить звуки.

Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Ребенок осваивает правильное произнесение ряда новых звуков: В, Ф, Т, Д, Н, Г, К, Х.

Многие звуки произносятся еще смягченно. Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно, в другом - неправильно. В этом возрасте дети ещё не выговаривают сонорные звуки Р, Л (твердый), свистящие С, З и шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. Встречается замена, пропуск и перестановка трудных звуков.

Общие задачи речевого развития ребенка:

- развитие понимания речи окружающих,

- развитие активной речи,

- формирование фонематического слуха и правильного звукопроизношения.

- развитие умения грамматически правильно говорить.

Советы по развитию речи детей

• Желательно, чтобы ребёнок имел возможность контактировать с разными людьми.

• Продолжайте знакомить с окружающим миром, обогащая словарь ребенка названиями профессий (врач, шофер, воспитатель и др.), названиями растений, продуктов питания, одежды, мебели, домашних животных и их детенышей, игрушек, названий частей и деталей предметов, действий с ними.

• Побуждайте к обсуждению того, что было в недалеком прошлом.

• Побуждайте малыша к развернутым ответам, задавая вопросы: Кто…? Что…? Где…? Куда…? Зачем…? Почему…?

• Поддерживайте стремление ребенка активно включаться в общение всеми доступными (речевыми и неречевыми) средствами.

• Подражая вам, ребенок будет учиться изменять в речи слова по числам, падежам, временам; употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

• Помогайте малышу полнее высказывать свои впечатления, строить рассказ из 3-4 предложений.

• Общаясь с ребенком, не допускайте в своей речи искажения звуков и сюсюканий. Чётко проговаривайте слова, побуждайте ребёнка повторять за вами слово или предложение с разной громкостью и скоростью.

• Разучивайте с ребенком потешки, небольшие стихотворения и песенки. Начинайте с «договаривания» слов.

• Показывать ребёнку театральные инсценировки с помощью игрушек.

• Уделяйте внимание развитию мелкой моторики, которая оказывает влияние на развитие речи у ребенка.

• Развивайте слуховое внимание ребенка, речевое дыхание и голос; делайте зарядку для языка и губ.

Показатели речевого развития детей

2 года – 2 года 6 месяцев

Понимание речи

• Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды, игрушек и др.

• Узнает и правильно показывает предметы и их части на картинках.

• Понимает рассказ без иллюстраций, может односложно ответить на вопросы, связанные с его содержанием.

• Эмоционально реагирует на песенки и потешки.

• Выполняет словесные инструкции.

• Понимает значение предлогов.

Активная речь

• Называет себя по имени и местоимением "Я".

• Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого.

• Говорит предложениями из 3-х и более слов.

• Начинает употреблять местоимения, множественное число и прошедшее время.

• Задает вопросы "Где?", «Что это?», "Куда?", «Почему» и другие.

• Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: "Кто (что) это?", "Что делает?".

• Может легко повторять вслед за взрослым незнакомые слова.

• Может составить рассказ по картинке (из двух - трех предложений).

• Отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?" (полностью или упрощенно). Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей.

• Общается со сверстниками во время игр (речевые диалоги).

• Правильно называет основные цвета (красный, синий, желтый, зелёный).

• Делится своими переживаниями.

2 года 7 месяцев - 3 года

Понимание речи

• Имеет большой словарь понимаемых слов (в 5 - 8 раз превышающий активный).

• С интересом и довольно длительно слушает чтение стихов и сказок, рассказ взрослого или записи на аудиодисках без показа картинок.

• Понимает обобщенные названия: ягоды, фрукты, овощи, игрушки, одежда, посуда, мебель и транспорт.

• Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

Активная речь (произносит 1500 -3000 слов):

• Обозначает словами свои желания, чувства, впечатления и действия.

• Говорит простыми предложениями, но уже появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения без союзов и с союзами «потому что», «когда».

• В предложении согласовывает слова по числам, родам и падежам.

• Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие.

• Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.

• Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок.

• Употребляет все части речи, в том числе и наречия (весело – грустно), числительные (один, два, три), местоимения, глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

• Может называть взрослых по имени и отчеству.

• Называет свою фамилию, улицу, на которой живёт; отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?" (говорит или показывает на пальчиках).

• Пользуется ролевой речью в игре: говорит за себя и за игрушку.

• Разговаривает по телефону или имитирует телефонный разговор.

• Стремится к общению с взрослыми и детьми.

• Быстро запоминает потешки, стихи, песенки, сказки.

• Появляется склонность к рифмованию слов.

• Пытается составить небольшой рассказ по сюжетной картинке или иллюстрациям к сказке с помощью наводящих вопросов или самостоятельно.

• Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка). Знает свою половую принадлежность.

• Знает названия частей тела и их назначение (глаза смотрят, уши слушают, ноги ходят).

• Знает названия частей тела у человека и животного: у человека - руки, у птицы - крылья.
(Показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).

Автор: Дарья Колдина

Версия для печати
Просмотров: 202 | Добавил: sgreavene | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz