Дети-билингвы - как их вырастить?
Владение двумя языками в наши дни становится распространенной практикой. Билингвами дети становятся по разным причинам: переезд в иную языковую среду, общение с иноязычными детьми и т.д. Для нашей многонациональной страны билингвизм - обычная практика, ведь родным языком почти трети населения России является не русский, а родительский язык: чувашский, татарский, калмыцкий, якутский, марийский, карельский, и т.д. Много также и смешанных семей, где родители разговаривают на разных языках. А в последнее время стало модным отдавать ребенка в английский, немецкий или французский детский сад. Не имеет значения, по какой причине вы хотите, чтобы ваш ребенок стал носителем двух языков и одинаково хорошо владел ими. Важно, что это действительно принесет огромную пользу вашему чаду.
О том, что дети-билингвы обладают более развитым воображением, психологи говорят уже давно. Из последних исследований явствует, что двуязычие - это не просто владение разными языками, это гораздо больше. В отличие от моноязычных сверстников билингвы владеют, образно говоря, не просто двумя "мирами", ведь каждый язык - это свой мир, но и "переходами" между ними. Вот в этих переходах и скрывается то богатство, которое открывает ребенку совершенно новые возможности.
Филологи знают, что двуязычных детей отличает металингвистическое восприятие языка, что является уже интеллектуальной стадией владения языком, и предполагает узнавание слов даже при перестановке букв местами или при их употреблении в неправильных конструкциях, более ясное понимание правил языка. Билингвы каждый предмет, эмоцию или явление могут назвать двумя словами. Они мгновенно переключаются с одного языка на другой, и эти связи обуславливают лучшее запоминание букв и звуков. Речевой акт, выраженный в слове, воспринимается ими с привлечением всех сопровождающих речь невербальных характеристик. Поэтому из билингвов вырастают прекрасные поэты, писатели,ораторы, психологи и дипломаты.
Необходимость постоянного переключения с одного языка на другой вырабатывает в ребенке умение выполнять несколько задач одновременно в условиях цейтнота, и как следствие, приводит к развитию эффективного мышления.
И, наконец, билингвы обладают дивергентным мышлением, то есть способностью решать одну и ту же задачу множеством разных способов. Например, задачу, каким образом из пункта А попасть в пункт Б, билингвы в отличие от монолингвов, решат гораздо вариантнее, в том числе, используя абсолютно нестандартные способы. Вследствие этого, став взрослыми, билингвы быстрее продвигаются по служебной лестнице, так как у них более развита гибкость мышления и так называемый эмоциональный интеллект, позволяющий выстроить более предпочтительные отношения с сослуживцами и вышестоящим руководством. Сохраняя и в старческом возрасте умственную гибкость и способность фокусироваться, билингвы менее подвержены возрастным изменениям.
История мировой науки и культуры свидетельствует о том, что подавляющее большинство гениев были билингвами.
Когда нужно вводить второй язык? Есть четыре этапа овладения языком: ребенок пытается говорить, но его никто не понимает; интенсивное вслушивание в другой язык; краткие фразы; свободное общение. Лучшим возрастом для овладения вторым языком традиционно называют - до 7 лет. Однако, это не совсем так. Есть еще период и от 5 до 12 (детский билингвизм) и 12-17 лет (подростковый). В это время ребенок при последовательном изучении овладеет языком без особых трудностей.
Какова должна быть продолжительность погружения? Обычно советуют заниматься не менее 25 часов в неделю. Занятие не означает унылое кропление над учебниками. Погружение в язык - это и компьютерные игры на языке, просмотр фильмов и прослушивание записей и песен, и, конечно, живое общение.
|
|